- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социология управления воинское подразделение
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006132 |
Тема: | Социология управления воинское подразделение |
Содержание
Социология. Курсовая работа. тема: Социология управления: воинское подразделение. Выполнил: курсант 272 рядовой Сергачев И.Д. 2017 Оглавление Введение 3 Глава 1.Социология управления как наука в системе социальных наук 5 1.1. Введение в социологию управления 5 1.2 Содержательная структура социологии управления 9 1.3 Теория научных методов управления 12 1.4 Теория человеческих отношений 13 Глава 2. Подходы и значение социологии управления в воинском подразделении 15 2.1 Основные принципы социального управления 15 2.2 Виды социального управления. 17 2.3 Функции социального управления 22 2.4 Основные принципы и ценности, лежащие в основе организационного развития 24 Заключение 29 Список литературы: 31 Введение Состояние современного российского общества, в котором присутствуют негативные факторы, влияющие на процесс успешной социализации личности. К таким факторам относятся: аномия, резкая социальная дифференциация и поляризация, экономический кризис, социальная дезорганизация, смена ориентиров в идеологии, можно охарактеризовать как общество переходного периода. В нем разрушен прежний социальный порядок последнего десятилетия, но еще не сформировалась система современного социального порядка, основанного на нормах и ценностях современной Российской государственности. Внутренним войскам, как производной российского общества, присущи в этот кризисный период девиантогенные факторы, которые нарушают существующий социальный порядок взаимодействия военной организации и общества в целом. Данная тема является актуальной так как задача современного видения теории и методологии социального управления, как социального феномена, регулирующего социальное взаимодействие систем общества и поддерживающего в нем социальный порядок. Таким образом, необходимость изучения социального управления в войсках национальной гвардии обуславливается социальной ситуацией. Социальная ситуация, предполагает поиск управленческих решений по эффективному функционированию системы социального управления в войсках национальной гвардии. Научная ситуация, определяет востребованность корректного теоретико-методологического и практического объяснения происходящих социальных процессов по воспроизводству доминирующих социальных взаимоотношений между элементами управленческой деятельности. Актуальность курсовой работы определяется: во-первых, потребностью в знании реального состояния социального управления в войсках национальной гвардии так как отсутствие необходимой эмпирической информации не позволяет субъектам социального управления быстро и эффективно реагировать на позитивные и негативные девиации военнослужащих; во-вторых, повышением роли и значения внутренних форм и механизмов социального управления, обеспечивающих поддержание функционального состояния войск национальной гвардии. Их исследование и изучение становится важной задачей современной социологии. Объект: воинский коллектив. Предметом являются, общие закономерности управления воинским коллективом. Целью работы ставлю: исследовать социальное управление в воинском подразделении. Задачи курсовой работы являются: 1.Рассмотреть социологию управления как науку. 2.Изучить организацию управления воинским подразделением. 3.Проанализировать взаимосвязь социологии управления и воинское подразделение. Глава 1.Социология управления как наука в системе социальных наук 1.1. Введение в социологию управления Социология управления — наука, благодаря которой концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные. На всем протяжении развития человеческого общества управленческое и социальное шли рука об руку, являясь необходимыми элементами, характеризующими любое сообщество двуногих мыслящих особей. Вот почему социология управления, изучающая социальные отношения в сфере управления, или социальный аспект управления, стала органичной частью научного небосклона. Ее появления ждали. И сегодня трудно даже представить себе, насколько неполным было бы без нее относящееся к сфере управления научное знание. Термин «Социология управления» образовался не случайно. По глубокому убеждению термины «управление» и «менеджмент» нельзя рассматривать в качестве эквивалентных или тождественных, хотя их часто и представляют таковыми, ссылаясь на банальный перевод, на русский язык английского слова management. Дело в том, что менеджмент впитал в себя традиции и культурные ценности западного рыночного общества. Когда американец или англичанин произносят это слово, они знают, о чем идет речь. Когда его произносим мы, то также убеждены в этом. Однако на практике дела обстоят совсем иначе. В одно и то же слово представители разных культур вкладывают совершенно разный смысл.[1 с.149-151]. Мы лишь механически перенесли само слово, не прихватив с собой всего многообразия той культурной реальности, которую оно отражает, — свойственный рыночному обществу цивилизованный способ отношений между работодателем и работником, руководителем и подчиненным, тип отношения к труду и трудовой мотивации [2 с.121-137]. Управление — универсально-историческая категория, отражающая управленческие отношения, существующие в любом — как рыночном, так и нерыночном — обществе. Рыночное общество западного типа появилось всего 200 — 250 лет назад, тогда как человеческое общество, и мы уже говорили об этом, существует как минимум 40 тыс. лет. Очевидно, что нерыночное управление гораздо старше рыночной его разновидности, или менеджмента. И географически управление стало доминировать лишь в последние десятилетия XX в., а до этого времени небольшой островок продвинутых западных стран окружало безбрежное и весьма разношерстное море обществ, управленческие отношения в которых далеко не всегда носили рыночный характер. Антагонистом менеджменту выступает административная система. Репрезентирующей ее страной выступал в свое время Советский Союз. Сегодня, несмотря на господство рыночных отношений, в нашем обществе все еще сохраняются рудименты нерыночного типа управления. Между двумя полюсами шкалы — менеджментом и административной системой — расположены промежуточные типы управления, в разных пропорциях соединяющие в себе элементы и признаки, как менеджмента, так и административной системы. Таковым является, например, феодальное управление. Его нельзя считать ни рыночным (поскольку при нем сохранялось внеэкономическое принуждение), ни административным, ибо ни о каком плановом хозяйстве, централизованном управлении и других свойственных административной системе вещах в те времена не шло и речи. Таким образом, управление — самая общая категория нашей науки, а менеджмент и административная система представляют экономико-культурные варианты ее в рыночном и нерыночном обществах соответственно. На данном сайте речь пойдет преимущественно об универсальных законах управления, тех, что действуют и в рыночном, и в противоположном ему по укладу мире. Скажем, основные принципы срабатывают в управлении любого типа. То же самое можно сказать и о принципах единоначалия, диапазона контроля и многих других. В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений. Специфической особенность социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей. Таким образом, социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.[c 3 47-55] Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом. Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками - политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования. Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.[3 c.77-82] Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп. Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания. Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем: 1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров; 2.отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами; 3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых; 4. анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий; 5. изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели. Подводя итог можно сказать что социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями[3 c.88-97]. 1.2 Содержательная структура социологии управления Социология управления является научно-практической дисциплиной. Предметом ее изучения являются различные социальные явления и структуры, а также люди как индивиды. Существует социологическое представление о человеческом способе проживания своей жизни. Это представление основано на том, что членам общества необходимо соотносить свои жизни с другими, поскольку влиятельные социальные силы и реально существующие институты постоянно воздействуют на людей. В то же время необходимо отметить, что эти силы и институты являются все-таки только социальными силами и институтами, т.е. они созданы людьми, продолжают существовать благодаря людям, и отмирают, когда люди перестают ими пользоваться. Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и изучении взаимосвязанных компонентов: 1. Социология управления изучает органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем и включает изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми при выполнении ими управленческих функций. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организации. 2. Другая группа проблем, изучаемых социологией управления, включает постановку и реализацию социальных целей управления с точки зрения социальных критериев; анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследование и разработку системы учета интересов, мнений и предложений людей. 3. К социологии управления относится также исследование проблем целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, так как соответствующие явления рассматриваются не просто как социальные качества личности, а как выражение определенных отношений, которые возникают в процессе управления. 4. Важным компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией управления, является проблема внутригруппового регулирования и социальная самоорганизация в отдельных группах и на предприятии в целом. [11 с.107-115] Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Социология управления рассматривает такие актуальные проблемы, как: • организационная культура; • система власти и отношения руководства-подчинения; • социальная структура организации; • взаимосвязь формальной и неформальной структур; • социальные группы, статусы и роли; • формирование групп в системе управления по социологическим признакам; • соединение личных, групповых, общеорганизационных целей; • участие исполнителей в выработке общих решений; • оценка руководителей; • организационные конфликты; • адаптация персонала; • управленческое консультирование; • социальное планирование; • сокращение персонала; • дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т. д.; • удовлетворенность трудом и отчуждение от работы; • социальная ответственность; • и др. [6 c.122-125] Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учете социального фактора. 1.3 Теория научных методов управления Теория научных методов управления возникла в конце 90-х годов прошлого века в России и связывалась с взглядами Ф.У.Тейлора. Его основное предположение заключалось в том, что человеческие существа являются по сути ленивыми и стимулом для них могут быть только обещания экономического вознаграждения. Он выступал за процессы, в которых стимулом для людей являются деньги, и выплачиваются они за выполненную работу. В идеале предполагалось устранить какую бы то ни было потребность в профсоюзах. С соответствующими научными методами управления на месте работы можно обеспечить организацию рабочего процесса таким образом, чтобы он не шел вразрез с интересами людей. Это привело к установлению сдельной оплаты, т. е. выплаты, зависящей от объема работы, выполненной в установленное время, например количества произведенных коробок, или приклеенных к консервным банкам наклеек, или прошитых на брюках швов. Это также привело к хронометражу движений рабочего, т. е. использованию метода, посредством которого работа делится на ряд задач или физических движений, каждое из которых может быть точно хронометрировано, чтобы рассчитать точное количество времени, необходимое для выполнения определенной работы. Это дает возможность установить для сборочного конвейера необходимую скорость, которая продиктована производительностью труда рабочих и не связана с настроением, способностями или степенью усталости отдельного работника. Научный менеджмент выступал за: • разделение работы на простые монотонные функции; • хронометраж и нормирование каждой задачи, чтобы исключить любые потери времени; • разграничение умственного и физического труда, при котором планирование и контроль за работой, являются задачей администрации, а ее выполнение – задачей служащего. Социологические исследования тейлоризма, или научных методов управления, касались двух вопросов: • его значения как идеологии менеджмента, определяющей жесткий управленческий контроль 1.4 Теория человеческих отношений Знаменитые Хоторнские исследования, проведенные на Западе в 20-е и 30-е годы, выявили, что социальные связи между небольшими группами оказывает сильное влияние на их позиции и помогают определить уровень производства и что отношения в неформальных группах оказывают гораздо большее влияние на поведение рабочего, чем физические условия работы. Небольшие группы рабочих преследуют свои собственные интересы и создают свои собственные правила поведения, которые часто не совпадают с интересами их работодателей[4 c.177-180]. Из этого «открытия» возникло направление в социальных исследованиях среди ученых, исповедующих теорию «человеческих отношений», которые нанимались администрацией, чтобы найти решение проблем низкой производительности труда и недостатка кооперации в цехе. Их рекомендации состояли в том, чтобы находить способы манипулирования отношениями неформальных групп для достижения кооперации в работе, повышения морали и обеспечения большей продуктивности. В то время как ответом Тейлора на сопротивление рабочих было предоставление финансовых вознаграждений в обмен на эффективное выполнение рутинной работы в установленное время, исследователи человеческих отношений предложили способы сделать работу более интересной; обращаться к чувству товарищества, здорового соперничества; определять задачи, которые необходимо выполнить, для конкретных рабочих; поощрять преданность компании, поддерживая чувство соперничества по отношению к конкурентам, особенно к зарубежным фирмам; рекомендации рабочим, не желающим участвовать в совместных действиях; предоставление таких льгот родственникам рабочих, как специальные места для отдыха и клубы. Вывод Таким образом, можно сказать, что социология управления - это отрасль социологической науки, изучающая механизмы социального управления и управленческие процессы в больших и малых социальных системах с учетом социокультурных и социально-экономических характеристик данных систем. Глава 2. Подходы и значение социологии управления в воинском подразделении 2.1 Основные принципы социального управления Обладая определенное, ситуационное сущность, административный процедура, этим никак не меньше, исполняется в согласовании с конкретной логикой. Эта закономерная взаимосвязь выражается и реализуется посредством концепцию единых основ управления. Около принципами общественного управления общепринято осознавать начальные основные условия, какие гарантируют результативное деятельность в целом административного приспособления. Один с основных административных основ считается правило научности. Некто обозначает все без исключения наиболее абсолютное изучение и применение в настоящей практике управления законов социального формирования. Утверждение учено аргументированных заключений (применение академического способа) кроме того обозначает: 1. анализ и использование наилучшего всемирного навыка в управлении; 2. обеспечение коррелятивного равновесия экономичности, технологичности и экологичности хода управления; 3. недопустимости волюнтаризма и субъективизма присутствие принятии заключений: предоставление соотношения административного персонала растущим условиям к степени управления; 4. использование новых технологий присутствие распространении, рассмотрении и обрабатыванию употребляемой данных в массовом масштабе; 5. использование и формирование академических баз управления в позволении административных трудностей. Следующим немаловажным принципом управления можно считать системный (комплексный) подход. Рассматриваемая социальная система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Каждая из подсистем в свою очередь распадается на совокупность элементов и имеет внутреннюю структуру. Но рассматриваются они как комплексное единое целое в системе. Системный подход означает, что руководители любого уровня могут оценить ситуацию в целом. Решения принимаются с учетом всех обстоятельств и возможных последствий для управляемого объекта, как единой системы. Данный подход предполагает также правильное определение основных задач развития управляемого объекта, учет различных путей достижения намеченных целей и выбор оптимального варианта решения поставленной задачи. Гармоничное функционирование всех составных частей, ликвидация диспропорций и противоречий между ними является одной из важных функций системного подхода. Используется системный подход и при анализе и принятии решений в управлении. Принцип гибкости - это способность приспособиться, адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде управления. Это умение принимать оперативные решения по текущим проблемам, управлять ситуациями, вышедшими из под контроля, устранять помехи при реализации целей. Реализация этого принципа предполагает умение воспринимать, оценивать и внедрять новейшие достижения в своей области деятельности (нововведения). Этот принцип требует предоставления большой индивидуальной, организационной и институциональной свободы, а также экономической свободы в распоряжении ресурсами в критических ситуациях. Вместе с тем гибкость является вспомогательной функцией, инструментом в достижении заданной цели. Важным принципом социального управления (особенно современного менеджмента) является интегральный подход. Он позволяет сравнивать цели развития объекта управления с имеющимся потенциалом его мощностей, приводит в равновесие внешние стратегии и внутренние возможности их осуществления (технологические, экономические, экологические). Данный принцип предполагает использование в управлении эффективных механизмов интеграции, долго- и краткосрочных прогнозов, отраслевого и территориального управления, выработку целенаправленной политики руководства, анализ принимаемых решений. К основополагающим относится, и принцип сочетания централизации и децентрализации современных управленческих процессов. Управленческие процессы являются взаимодополняющими направлениями, сочетающими в себе концентрацию управленческой власти и ее распределение по отдельным элементам (или передачу части управленческих функций периферии). Это управление и самоуправление, а граница между ними подвижна. В соответствии с этим принципом определяется предел эффективности централизации (темпы развития), доминирования господства и подчинения, насилия и подавления. Децентрализованный характер решения управленческих проблем обеспечивает динамизм, более быстрые реакции на изменение условий существования, более гибкое маневрирование силами, поскольку в ее основе лежит приближение самого процесса управления к управляемым структурам, т.е. непосредственно к исполнителям. Действия централизованного и децентрализованного начал современного управления должны уравновешивать друг друга, так же как процессы управления и самоуправления, организации и самоорганизации общества Набор взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов управления создает определенную систему, способную эффективно решать общественные проблемы.[6 c.44-57] 2.2 Виды социального управления. К разновидностям социального управления обычно относят: стратегическое управление, оперативное управление, государственное управление, руководство и менеджмент. Научной литературе нередко употребляется термин “глобальное управление”, т.е. управление глобальными процессами. Стратегическое управление представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь обществу достичь своих целей. Субъектом стратегического управления выступает государство как социальный институт. Вместе с тем отдельные стратегии могут разрабатываться и на уровне организаций. Стратегия (от греч. strategos - искусство генерала) представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение целей. Процесс стратегического управления, является инструментом, помогающим в принятии решений. Его главная задача – достижение стратегических целей путем внедрения нововведений и изменений. В рамках стратегического управления выделяют (согласно Питеру Лоранжу) четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и осознание организационных стратегий. Процесс распределения ресурсов касается таких ресурсов как финансы, человеческий потенциал, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера. Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью повышения эффективности внутренних операций. Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления руководителей, которые могут делать правильные выборы из прошлых стратегических решений. Роль руководителя высшего звена связана с осуществлением, объединением и оценкой процесса стратегического управления. Управленческие стратегии должны быть понятны и внутренне приняты высшим руководством. Хотя стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегические планы реализуются в ходе оперативного управления. Цель системы оперативного управления – обеспечение реализации управленческих стратегий и достижение целей организации. Любая система оперативного управления включает следующие основные элементы: Управленческий цикл (процесс), отлаженный самым тщательным образом.[12 c.44-57] Обратная связь, осуществляемая системой мер, обеспечивающих эффективность управленческого процесса. Сравнение. Например, на предприятиях сравнивают значение действительной производительности с расчетной нормой или расчетной производительностью процесса. Корректирующий фактор. Необходимо иметь структуру, принимающую корректирующие действия при приеме сигнала об отклонении от плана развития за допустимые пределы. Планирующая система. Для достижения результата необходимо определить расчетную норму эффективности контролируемого процесса. Особое место в структуре социального управления занимает государственное управление. Когда речь идет об управлении государством, как правило, используют понятие “государственная политика”. Государственная политика может быть охарактеризована как политическая линия господствующего класса, социального слоя, социальной группы, а иногда и отдельного человека (например, при культе личности). Государственное управление – это одна из областей государственной политики, базирующаяся на выработанных в обществе и законодательно закрепленных социальных установлениях (конституция, законы, указы и т.д.) с учетом теоретико-информационных, кибернетических, экономических, правовых, социологических и других разработок и разнообразных факторов, влияющих на содержание и направление государственной политики. В научной литературе нередко употребляется понятие менеджмента” как синонима понятия “социальное управление”. В переводе с английского менеджмент и есть управление. Нельзя не отметить, что эти понятия близки. Но все же следует видеть специфику каждого из них. Управление – это процесс использования организационных ресурсов для достижения стоящих перед организацией целей, благодаря функциям планирования, принятия решений, организации, лидерства и контроля. Специфика этого понятия состоит в том, что менеджмент – это особый тип управленческой деятельности и, прежде всего, инструмент коммерческого управления. Иначе говоря, это целенаправленный сознательно организуемый, координирующий процесс планирования и регулирования деятельности предприятия, организации, фирмы. Его целью и основным назначением является достижение максимально возможного экономического эффекта, прибыли при минимальных затратах ресурсов, усилий и времени. Таким образом, эти понятия (менеджмент и социальное управление) характеризуют различные социокультурные явления. Еще одним понятием, употребляемым в данном контексте, является руководство. Руководство – это особый вид деятельности, основная функция которого состоит в интеграции трудовой активности работников различных профессий, разного уровня квалификации по достижению единой цели. Иначе говоря, это работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. В этом смысле социологический подход предполагает анализ руководства как особого отношения между людьми в организации. Руководство выступает как отношение между различными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника от другого. Вместе с тем, это и отношение между личностями, специфический тип общения. В этом случае рассматривается его социально-психологическое содержание – взаимное признание, влияние, стиль, интересы и т.д.[13 c.133-140]. Социологический подход предполагает анализ руководства как особого, триединого отношения между людьми. Во-первых, руководство – это отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника от другого. Во-вторых, руководство – это отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса. В нем связываются, с одной стороны, функция организации, с другой – исполнение. В-третьих, – это также отношение между личностями, специфический тип общения. Самоуправление – в самом общем смысле - это автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), самостоятельное принятие ею решений по внутренним проблемам. Та или иная степень самоуправления свойственна любым социальным образованиям. С социологической точки зрения самоуправление выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, всего населения в социальном управлении. Технология современного управления требует квалифицированного технического, правового, организационного обоснования решений, рациональных процедур их согласования, контроля за исполнением. Поэтому самоуправление не противоречит созданию отдельного органа управления и профессиональной управленческой деятельности, а лишь дополняет их. д) структура социального управления. Под структурой управления принято понимать упорядоченное расположение уровней управления от низшего к высшему. Структура управления начинается с низшего звена, затем переходит к высшему звену. Вместе с тем, если в крупных компаниях может быть, по крайней мере, пять уровней управления: низшее, младшее, среднее, старшее и высшее звенья, то на уровне сложноорганизованных систем, кокой является общество, их гораздо больше. Например, во внутренних войсках, отраслевых и региональных органах управления существует значительно больше уровней. Если между исполнителями (рабочими, военнослужащими) и руководителем высшего звена (командирами и начальниками) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной. Если уровней руководства немного (не более трех), ее называют горизонтальной. Традиционная структура управления, существующая многие тысячи лет, исключающая функциональные службы, называется линейной структурой. Возникшая в начале ХХ века новая структура управления, включающая целую сеть функциональных служб, называется линейно-штабной структурой. На управленческом уровне функциональные службы составляют консультативный штаб при главном руководстве фирмы, обслуживающей основные подразделения (основные цехи). Руководители высшего звена называются администраторами, а их аппарат – администрацией. Между администрацией и управлением существуют следующие различия: администрация в лице высшего руководства определяет главные цели и политику фирмы, а управление, которым занимаются все другие руководители, обеспечивает выполнение операций, необходимых для реализации этих целей и политики. Функции администрации и управления взаимно пересекаются. Чем выше уровень управления, тем больше времени уделяется администрированию и меньше – управлению.[9 c.69-85] 2.3 Функции социального управления Содержание управленческой деятельности раскрывается в функциях управления. Основные функции связаны, прежде всего, с осознанием, определенным видением проблемной ситуации, требующей своего разрешения. Но они так же направлены на планирование, организация, обеспечение регулирования и контроля в ходе организации совместной деятельности людей. Под функциями управления следует понимать особые виды управленческого труда, представляющие те или иные направления воздействия на управляемые объекты. Прежде всего, выделяют функцию формирования стратегического мышления. Первая задача, которая встает перед управленцем любого ранга, состоит в том, что бы осознать, выявить социальную проблему, противоречие, требующее своего разрешения на общественном уровне. На основе анализа конкретной социальной ситуации появляется определенное видение, понимание, предпринимается попытка раскрытия природы той системы, которая порождает определенную ситуацию, подлежащую изучению. В таком случае мы приобретаем некоторую первоначальную информацию об объекте управления. На данном фундаменте отыскиваются основные опорные точки развития самой системы, формируется основная стратегия разрешения возникшей проблемы. Следующая специфическая функция управления состоит в целеполагании и предвидении социальных последствий, к которым приведет реализация провозглашенных целей. Как отмечалось выше, в основе любого управляемого процесса лежит понятие цели. В общественных системах цель не задается, а вырабатывается самой системой. Тогда формирование цели становится одной из важнейших функций. От того, насколько правильно выбрана цель, зависит развитие системы, ее судьба и будущее. При анализе и разработке любого управленческого процесса необходимо иметь в виду, ч....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Бухгалтерия как структурное подразделение в системе управления предприятием, ее задачи и направления деятельности
- Бухгалтерия как структурное подразделение в системе управления предприятием, ее задачи и направления деятельности
- Бухгалтерия как структурное подразделение в системе управления предприятием, ее задачи и направления деятельности